бизнес полиграфия с чего начать

Как «РокетПринт» превращает полиграфию в онлайн-бизнес

Максим Сторожев несколько лет назад запустил полиграфическую компанию «ЛемонПринт», которая распределяет заказы через сеть частных типографий по всей стране. В результате разногласий с партнерами Максим ушел из компании и решил запустить аналогичный проект с собственным производством — так появилась компания «РокетПринт».

В интервью Контур.Журналу Максим Сторожев рассказал, почему обычные типографии обречены на вымирание, как поддерживать спрос с помощью кросс-продаж и как уравновесить недостатки российской логистики с помощью распределенного производства.

Повторить успех голландской компании

Я учился на математико-механическом факультете СПбГУ, а позже получил второе образование — экономическое. Перед тем как запустить полиграфический бизнес, я почти пять лет работал в издательстве и шесть лет посвятил автоматизации банковской деятельности, поэтому я хорошо разбираюсь в полиграфии и знаю, как автоматизировать бизнес.

Несколько лет назад вместе с двумя партнерами я основал «ЛемонПринт». Со временем я понял, что если мы хотим увеличить маржу от каждого заказа, нужно открывать производство, причем чем быстрее, тем лучше. В «ЛемонПринте» мы не шли по классическому пути русского бизнеса, который сначала вкладывает в производство, а потом ищет, будут ли продажи. Как бы то ни было, наши пути разошлись и я создал свою компанию – «РокетПринт». Кажется, что обе компании идентичны, на самом деле разница в том, что «ЛемонПринт» использовал чужие мощности, из-за чего из бизнеса уходили все деньги, а «РокетПринт» — это мой проект на собственном оборудовании.

«ЛемонПринт» сотрудничал с типографиями в разных городах. Сайт существует и принимает заказы и сейчас, но, к сожалению, доходность у компании довольно низкая. Мы его пытались спасти какими-то инвестициями, в итоге мнения основателей разошлись, и конкретно я пошел делать полный цикл со своими производственными мощностями.

В основе обоих компаний лежит история успеха голландской компании Vistaprint, с которой знаком каждый полиграфист и в России, и за рубежом. Они начали в 2000 году и за очень короткое время прошли путь от небольшой компании до многомиллиардного бизнеса. В итоге их акции стали торговаться на бирже NASDAQ в Нью-Йорке. Суть бизнеса Vistaprint заключалась в объединении функции дизайнера и типографии.

Все дизайны этой компании выложены на сайте в виде большой галереи, их можно индивидуализировать и посмотреть, как будут выглядеть листовки, буклеты, кепки и футболки с выбранным дизайном. Также это производственная компания, цеха которой обслуживают всю Европу. Модель с централизованным крупным производством, совмещающая функции дизайнера и типографии, перевернула рынок. До сих пор Vistaprint входит в тройку лидеров отрасли по всему миру. Такой впечатляющий опыт побудил многих типографистов создать аналог и в нашей стране.

Оцифровать типографский бизнес

«РокетПринт» я запустил 1 августа 2015 года, но до этого готовил запуск полтора года. На старте я продал свою Audi А4. Полмиллиона рублей были потрачены на программирование, дизайн, запуск сайта и на покупку в лизинг полиграфического оборудования.

Фактически онлайн-бизнесом мы занимаемся уже больше трех лет. На производстве занято двое сотрудников: один печатник в Москве и один — в Петербурге. Заказы со всей страны обрабатывает один менеджер — уровень автоматизации позволяет это делать. Я руковожу процессом. Наши производственные площадки одинаково оборудованы, используют одинаковые расходные материалы, мы одинаково обучаем сотрудников — это и есть стандарт качества. Мы также работаем с дизайнерами-фрилансерами. Штатные дизайнеры — сегодня большая редкость.

Мы размещаем производства не в клиентских зонах, поэтому можем экономить на аренде, что выгодно отличает нас от обычных небольших типографий.

Для выдачи готовых заказов мы используем пункты выдачи и местную курьерскую доставку. В Петербурге есть сеть, которая выдает любой товар на следующий день в 15 пунктах выдачи, а в Москве — в 120. Логистика внутри города стоит недорого и заменяет до 30 копицентров-типографий. Держать такие сети сегодня невыгодно: это подтвердил тот факт, что крупнейшая московская сеть копицентров была недавно выставлена на продажу. Проще заменить копицентры пунктами выдачи, а заказы принимать через интернет.

Через несколько лет все полиграфисты будут вынуждены уйти в интернет. Офлайн-типографии будут вымирать, вывеска на двери перестанет притягивать клиентов. Поскольку мы первые на пути оцифровывания типографского бизнеса, это и есть ключ к нашему успеху.

Переманить клиентов у копицентров у метро

Самым первым моим клиентом в 2012 году стал мой последний работодатель — банк. Им понравилось заказывать полиграфию через сайт. На самом деле такой клиент нетипичный, потому что классический клиент онлайн-типографии — это небольшой бизнес. Крупному бизнесу нужен выделенный менеджер, который будет постоянно вести переписку и договариваться о сложных заказах у крупных организаций.

Пока что крупные клиенты не пользуются услугами онлайн-типографий.

Особую нашу гордость составляют клиенты в возрасте, которые могут оценить преимущество нашей компании по сравнению с традиционным копицентром у метро. Постоянных клиентов несколько десятков тысяч, все это малый бизнес. Мы работаем с ними столько, сколько живут сами наши клиенты, ведь у небольших компаний короткий цикл жизни. В среднем мы с клиентом работаем полтора года, после этого он или закрывается, или переключается на другой проект. Возвратность клиентов мы оцениваем в 1,2, то есть 20% клиентов к нам возвращаются. Надо отметить, что в Европе этот показатель выше — 1,7, то есть 70% клиентов возвращается, потому что малый бизнес более устойчив.

Мы информируем клиента о каждом этапе работы с помощью e-mail и SMS. Когда заказ принят в работу, мы обговариваем его по телефону. Дальше клиент получает уведомление, что заказ в печати, чтобы он знал, что про него не забыли. Когда заказ выдается, клиенту приходит сообщение.

Мы хотим открыть производство в Екатеринбурге. Логистика в России пока не позволяет очень быстро доставлять продукцию, как в Европе, поэтому необходимо строить распределенное производство. Кроме того, европейский клиент готов подождать доставку до пяти рабочих дней, у нас заказ всегда нужен уже на следующий день. Именно поэтому, несмотря на то, что доставка из Петербурга в Москву занимает один день, нам все равно нужно производство в Москве.

Помимо копицентров у метро, наш основной конкурент, использующий централизованную модель производства в Московской области, — это «Принтклик». Их сроки доставки могут устроить клиентов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, но совершенно неприемлемы для Новосибирска, Краснодара или Ростова-на-Дону. Чтобы победить логистику, приходится идти по модели распределённого производства. Я знаю, что в «Принтклик» тоже про это думают и частично организовали промежуточное производство, чтобы сократить эту логистику. Модель Vistaprint в России начинает хромать и требует модификации.

Читайте также:  Что такое огрн и где его найти

Кросс-продажи помогают поддерживать спрос

Первая статья расходов — это маркетинг, вторая — зарплата сотрудников, третья — расходные материалы. Мы используем только онлайн-каналы продвижения. Это Яндекс.Директ, SEO, Google AdWords. Последний, кстати, всегда дает пользователей Apple, как правило, более требовательных клиентов. Конверсия из социальных сетей достаточно низкая. На мой взгляд, они больше подходят для отдыха, а не для покупок. Сарафанное радио тоже не работает. Небольшой прирост дают справочные системы: 2ГИС и «Желтые страницы».

К сожалению, в полиграфии используются только импортные товары: бумага, картон, тонер для профессиональных принтеров. Стоимость расходной части растет пропорционально росту курса доллара и евро. К счастью, в структуре затрат в полиграфии достаточно большую часть составляют собственно работы, соответственно, картон нужно порезать, отпечатать, порезать на готовые изделия, упаковать, доставить. Эта составляющая затрат не растет.

Кризис сказывается на полиграфической отрасли как таковой. Спрос снижается, ведь это рекламная продукция, а также уменьшается тиражность, соответственно снижается общий чек. Раньше было принято заказывать по несколько тысяч листовок, а сейчас заказывают несколько сотен, смотрят, как они работают, и только после этого решаются на другой тираж. В таких обстоятельствах онлайн-типография более устойчива, чем обычная. Последним приходится закрывать часть офисов, оставляя только самые проходные.

Нам приходится показывать клиентам, что мы умеем делать не только листовки и делаем упор на так называемые кросс-продажи: рассказываем, какие могут быть эффективные способы привлечения клиентов. Показываем другие рекламные материалы с аналогичным дизайном: наклейки на автомобили и ноутбуки, крючки на дверные ручки. Приходится расширять ассортимент, чтобы нейтрализовать сокращение тиражей.

Главная трудность, с которой мы сталкиваемся, — это неплатежи. Очень трудно брать предоплату с клиента.

Если в Европе потребитель чувствует себя очень защищенно и знает, что в любом случае сможет вернуть деньги, в России вернуть деньги — всегда проблема, поэтому покупатель боится.

Фактически полиграфия — это услуга, но многие относятся к ней, как к товару, то есть просят сначала привезти отпечатанную продукцию, а потом они подумают, платить или нет. Получается так, что полиграфист уже порезал картон, отпечатал тираж, и никому, кроме как его клиенту, эта продукция не нужна.

Приходится объяснять клиентам, что мы несем затраты, в отличие от, например, интернет-магазинов электроники, которые таких затрат не несут: телевизор, если его привезли в Екатеринбург и клиенту что-то не понравилось, можно снова запаковать и продать клиенту в Мурманске.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Полиграфия как бизнес может стать очень прибыльным занятием, однако его нужно правильно организовать. Желательно разузнать, как проводить все действия поэтапно.

Особенности бизнеса

Перед тем как открыть полиграфический бизнес, следует определиться, насколько он может быть прибыльным. Прежде всего рассмотрим все плюсы и минусы этого дела. Среди преимуществ можно выделить такие:

Однако полиграфия как бизнес не лишена определенных недостатков:

Что касается рентабельности представленного бизнеса, то она зависит от многих факторов, и удержать на плаву небольшую типографию бывает сложно. Однако это вполне возможно, если правильно подойти к работе.

Как начать организацию мини-типографии?

Наверное, у вас уже возник вопрос о том, с чего начать полиграфический бизнес. Ответ прост: сначала следует легализировать и оформить свою деятельность на законных основаниях. То есть требуется получение лицензии и сертификата о частном предпринимательстве. Тем более что у вас есть возможность уплачивать налоги по упрощенной системе.

Также придется обращаться в налоговую и пенсионную службу, а также в фонд социального страхования. Естественно, следует открыть банковский счет, на который будут поступать заработанные деньги, а также при помощи которого вы сможете уплачивать налоги, покупать расходные материалы.

В регистрационные органы вам надо будет предоставить договор на аренду помещения. Для получения возможности работать нужно также оформить пожарный план эвакуации и получить сертификат соответствия условий всем необходимым требованиям безопасности.

Особенности выбора помещения для работы

Полиграфия как бизнес – это уже освоенная ниша предпринимательской деятельности, однако грамотная организация способна вывести ваше дело на высокий уровень. Итак, для того чтобы смело начинать работу, необходимо подобрать подходящее помещение.

В принципе, новички могут попробовать поработать даже в собственном доме. Однако, если такой возможности нет, то постарайтесь взять в аренду небольшое помещение, в котором поместится несколько компьютеров, копировальный аппарат, несколько принтеров. На первое время этого хватит. В дальнейшем вы сможете расширяться.

Старайтесь выбирать такое место, мимо которого ежедневно проходит большое количество людей. Очень выгодно устанавливать небольшие типографии возле учебных заведений. Ведь полиграфические услуги всегда нужны студентам.

Учтите, что вам должно быть просто доставлять на место работы оборудование и расходные материалы. Естественно, помещение должно иметь исправную электрическую проводку и защиту от случайного воспламенения. Дело в том, что у вас ежедневно на протяжении длительного времени будет включено большое количество приборов.

Ваш офис обязан иметь легкий доступ. Нежелательно для этой цели использовать жилое помещение, так как шум работающей аппаратуры может действовать на нервы вашим соседям. Полиграфический бизнес по сути не очень сложен, если в нем досконально разобраться.

Какие услуги вы можете предоставлять?

Теперь желательно разобраться с тем, как вы намерены работать. То есть нужно определить, какие полиграфические услуги вы можете осуществлять. Если предприятие небольшое, то вы можете выполнять такую работу:

Естественно, постепенное расширение даст возможность вам ввести новые полиграфические услуги: изготовление бумажных упаковок, печать на крупноформатных листах, производство пластиковых карточек, этикеток на прозрачной пленке с использованием ультрафиолетовых или металлизированных красок. Ассортимент изделий можно расширять до бесконечности, если, конечно, вы намерены развивать свой бизнес.

Какое оборудование понадобится для работы?

Естественно, без специального оборудования вы не сможете сделать ни одного изделия. Для начала вам следует пробрести компьютер, копировальный аппарат и принтер. Дополнительным инструментом может стать ламинатор и биндер.

Читайте также:  апф фермент что это такое

Учтите, что принтер должен быть обязательно цветным. Если ваш бизнес будет окупаться, и вы захотите его расширить, то можете добавить и другие полиграфические машины. Например, не лишним будет цифровой дупликатор. Естественно, он не так хорош, как качественный копировальный аппарат, но для изготовления 5000 экземпляров простой продукции вполне годится.

Для печати больших листов нужно приобрести плоттер. Конечно, его нельзя назвать «дешевым удовольствием», но он способен значительно облегчить вам жизнь.

Полезной для вас также будет небольшая однокрасочная машина, ризограф, который может изготавливать только черно-белую продукцию.

Естественно, вам также стоит приобрести различные резаки и брошюрную машину.

Как правильно выбрать оборудование?

Для того чтобы ваша минитипография проработала долго, и вам не приходилось ежедневно заниматься ремонтом оборудования, следует изначально приобрести качественные машины. Они должны соответствовать определенным критериям:

Во сколько обойдется организация дела?

Полиграфия как бизнес требует достаточно большого вливания средств. Естественно, небольшая студия обойдется дешевле. Рассмотрим, какую примерную сумму можно потратить на открытие небольшого стартового офиса:

Итого ваши расходы для начала составят как минимум 60 тысяч долларов. Что касается прибыли, то она зависит от качества вашей работы и интенсивности раскрутки. Чистая прибыль может составить от 2000 до 5000 долларов в месяц. Естественно, при большой загрузке и широком ассортименте услуг заработки могут возрасти. Однако существуют такие «подводные камни», как конкуренты и «мертвые сезоны» (лето).

Особенности рекламы бизнеса

В принципе, тут нет ничего сложного. Вы можете расклеить свои объявления по всем столбам в вашем городе, однако это может не принести должного эффекта. Также можно воспользоваться рекламными площадками в местной прессе, общественном транспорте.

Если у вас нет времени заниматься раскруткой бизнеса самостоятельно, вы можете поручить эту задачу рекламному агентству. Естественно, за это нужно будет заплатить, однако кампания будет проведена качественно, и вам не придется заботиться об этом вопросе.

Полезные советы

Для того чтобы ваша полиграфия как бизнес развивалась хорошо, нужно работать качественно. Уясните, что вам нужно нарабатывать постоянную клиентскую базу, а для этого вы просто не имеете права подводить заказчиков. Делайте продукцию в срок, не допускайте ошибок, общайтесь с клиентом предельно вежливо и профессионально, предоставьте ему пример, в который он сможет вносить свои поправки.

Воспользуйтесь услугами профессионального менеджера, который сможет исследовать рынок и определить те направления работы, которые будут максимально выгодными для вас.

Источник

Готовый бизнес-план типографии

3,4 млн ₽
278 207 ₽
8 месяцев

Считаем инвестиции и ежемесячные расходы для типографии, которая специализируется на широкоформатной печати, сувенирной продукции и услугах для компаний: печати листовок, переплете книг и брошюровке документов.

Акцент на широкоформатной печати и сувенирах

Все типографии зарабатывают на печати, но печать бывает разная. Если сейчас открывать типографию, стоит делать акцент на широкоформатной печати — это всё, что больше стандартных размеров, то есть больше A0 или 1,5 метра — и сувенирах: кружках, футболках, кепках, ручках с индивидуальным дизайном. Потому что листовки, плакаты и другие мелочи может печатать кто угодно, и конкуренция высокая.

Еще одна популярная услуга — печать наклеек. Сейчас много самозанятых, и они любят украшать свою продукцию наклейками, потому что упаковка в коробках для них дорогая. При этом наклейки печатает не каждая типография.

Если техника хорошая, можно печатать и интерьерные наклейки. Их покупают обычные люди, чтобы украшать кухни или детские, и предприниматели для перепродажи. Например, могут заказывать наклейки для продажи на Вайлдберис.

При этом самый маржинальный продукт в типографиях — это сувениры. Например, себестоимость кружки с дизайном заказчика — 60 рублей, а продать ее можно за 400 рублей. Получается, маржинальность — 85%.

А типографию, в которой будет только копирование и обычная печать, открывать не стоит — она вряд ли принесет прибыль. Если хочется такую, лучше открыть фотопечать и делать фото на документы.

Нужно работать в фотошопе и знать азы верстки

Чтобы открыть типографию и работать в ней самому без сотрудников, нужно знать редакторские программы: фотошоп, иллюстратор, корел-дро. Все программы Адоба и векторные редакторы нужно знать хотя бы на среднем уровне, иначе ничего не получится напечатать.

Всё, что печатается, рекомендуется печатать в векторе. И нужно хотя бы понимать, чем векторное изображение отличается от растрового. Без этих знаний владелец типографии не сможет понять, что от него хотят заказчики.

Чтобы печатать книги или меню, нужно знать азы верстки. И еще разбираться в видах печати, например:

Типографии обычно используют оба вида печати: офсетную и цифровую.

3,4 млн рублей — инвестиции, чтобы открыть типографию

Чтобы открыть типографию, нужно оборудование: принтеры, плоттеры, резаки, граверы. На всё это уйдет почти 3,4 млн рублей.

Оборудование для типографии можно покупать новое, а можно — подержанное; выбирать технику из Японии, Германии или Китая. Мы будем считать инвестиции по ценам на качественное немецкое и японское оборудование, а если выбирать Китай, выйдет примерно в два раза дешевле.

Оборудования понадобится много: сначала расскажем, что и какой марки покупать, а в конце раздела дадим табличку с общей суммой.

Принтер для широкоформатной печати. Для широкоформатной печати нужен специальный принтер — например, подойдет Mimaki JV150. Новый будет стоить около миллиона рублей, а подержанный можно взять немного дешевле — примерно за 800 000 рублей.

Принтер для цифровой печати. Нужен принтер, который будет печатать формат чуть больше, чем A3, чтобы оставались поля для резки. Такой формат называется SRA3. Подойдет принтер брендов Ксерокс или Коника.

Обычно типографии покупают подержанные Ксероксы: для новых нужны картриджи, которые стоят около 15 000 рублей за штуку, а среди подержанных можно найти переделанные модели, к которым подходят картриджи за 4000 рублей. Для одного принтера нужно четыре картриджа, и с переделанным принтером получается экономить по 44 000 рублей на каждой заправке.

С переделанным принтером получается экономить по 44 000 рублей на каждой заправке

Принтеры переделывает не владелец типографии, а люди, которые это умеют делать, — инженеры. Они покупают принтер, переделывают под установку более дешевых картриджей и продают. Поэтому новые принтеры от производителей не очень популярны.

Читайте также:  какие характеристики могут влиять на проявление конформности

Принтер для цифровой печати будет стоить около 400 000 рублей.

Плоттер — это устройство для резки полотна. Плоттер может вырезать наклейку по форме автобуса, буквы, узоры, фигурки или начертить большой график с минимальной погрешностью — 0,001 мм на 10 м².

Плоттеры отличаются по размерам полотна, которое могут разрезать. Например, если типография покупает широкоформатный принтер на полотно размером 1,5 метра, плоттер должен быть на 1,6 метра, чтобы полотно из принтера в него поместилось.

Новый плоттер, например, бренда Graphtec стоит около миллиона рублей, а подержанный в хорошем состоянии — 500 000 рублей. Подержанный сложно найти, потому что такие плоттеры служат долго и нужны всем.

Стол для раскроя. Чтобы работать с отпечатанной продукцией, понадобится большой стол. Его называют столом для раскроя. Стол должен быть хотя бы 2,5 метра в длину и 1,2 метра в ширину, чтобы на нем помещался квадратный метр продукции.

Подойдет стол любого бренда. Новый раздвижной стол с ламинацией будет стоить примерно 120 000 рублей.

Принтер для сувенирной продукции. Для печати на сувенирах, например кружках и футболках, нужен принтер с сублимационными чернилами. Лучше взять Эпсон для печати под размер А3. Он будет стоить около 40 000 рублей.

Термопрессы. Для сувениров нужны термопрессы — отдельно под кружки, футболки, кепки и так далее. Универсального пресса нет.

Для старта хватит одного термопресса, например под кружки. А затем можно докупать прессы под другую продукцию, если на нее будет спрос.

Немецкий пресс обойдется в 50 000 рублей, китайский — в 20 000 рублей.

Брошюровщики. Брошюровщики нужны для переплета документов, например отчетов. Эту услугу обычно заказывают юрлица.

Брошюровщики бывают под пластиковые и металлические пружины, ручные и автоматические. Не стоит покупать универсальные модели — они быстрее изнашиваются, потому что нужно постоянно переставлять ножи: под квадратные отверстия для пластиковых пружин и под круглые для металлических. Лучше взять два разных.

Один брошюровщик обойдется в 20 000 рублей.

Резаки. Понадобится три резака: ручной, резак-гильотина и широкоформатный.

Резак-гильотина — это автоматический механизм. В него можно вставлять пачку из 50 листов и одним нажатием сделать точный разрез. Он стоит так дорого, потому что это настоящий станок с мотором и прессом. Размер резака должен подходить под размер принтера: если принтер на SRA3, резак тоже нужен на SRA3

Есть хорошие резаки российского производства — фирмы Cutok из Великого Новгорода — они обойдутся примерно в 20 000 рублей, а резак известного бренда будет стоить тысяч сто.

Итого на три резака: 430 000 рублей.

Буклетмейкер — это устройство, которое складывает буклеты. Оно понадобится для листовок: складывать вручную партию даже из ста листовок с одним сгибом будет сложно.

Буклетмейкер немецкого производства стоит 50 000 рублей, китайского — 10 000 рублей.

Компьютер. Понадобится хотя бы один качественный компьютер, который сможет поддерживать все нужные программы, например, фотошоп, корел-дро, автокад. Компьютер обязательно должен быть на Виндоус, потому что все программы, которые идут в комплекте с техникой, по умолчанию идут на Виндоус.

Компьютер с монитором обойдутся примерно в 60 000 рублей.

Лазерный гравер — для гравировки на разных изделиях. Это отличная штука, и бизнес можно строить только лишь на лазерном гравере.

При выборе нужно смотреть размер полотна: есть настольные граверы под A4, есть с рабочей поверхностью 90 на 60 см — какой выбрать, зависит от продукции, которую будете гравировать.

Для лазерного гравера понадобится отдельное помещение: 4-5 квадратов с хорошей вентиляцией. Лучше, чтобы помещение находилось подальше от жилых домов, потому что лазер выбрасывает в вентиляцию отходы и неприятный запах.

Лазерный гравер стоит около 100 000 рублей.

Столы и стулья. Техника стоит на столах, а для работы с ней нужны стулья. Примерно понадобится пять столов: три полутораметровых стола для техники, стол в кабинет и стол у компьютера. И три стула: у компьютера, рядом с брошюровщиком и в кабинет.

На столы и стулья уйдет примерно 53 000 рублей.

Вывеска. Вывеска нужна, если типография работает с частными клиентами и хочет привлекать их с улицы. Если же клиенты — юрлица, можно обойтись без нее или небольшим указателем. На вывеску заложим 5000 рублей.

Регистрация ИП и касса. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей, касса — 23 000 рублей. Касса нужна, если типография работает с частными лицами, юрлица же обычно платят на расчетный счет без кассы.

Аренда. Чтобы всё оборудование поместилось, нужно помещение хотя бы на 50 м², лучше прямоугольной формы. Это только рабочая площадь, а еще понадобятся кабинет, туалет, зона приема заказов.

Для работы с частными лицами стоит выбирать помещение на первой линии, чтобы был приток клиентов с улицы. Если же типография работает с компаниями или берет только оптовые заказы, можно арендовать помещение в отдаленном районе.

Помещение должно быть с шумоизоляцией и хорошей вентиляцией, потому что техника шумит, а краски пахнут, хоть и не сильно, но всё же дышать ими постоянно не полезно.

При аренде стоит ориентироваться на поставщиков бумаги и краски. Идеально, если до них можно будет доехать за час-полтора: бывают случаи, когда нужно что-то срочно докупить, чтобы не потерять заказ.

Для расчета возьмем помещение за 65 000 рублей в месяц — это ориентир, в разных городах цена будет отличаться.

Лицензионное ПО. Для работы с программами вроде фотошопа и корел-дро нужно будет купить лицензионное ПО. На оплату всех популярных программ в год будет уходить около 150 000 рублей.

Расходники — это краска, бумага, самоклеящиеся и термопленки, сублимационная бумага, заготовки сувенирной продукции и так далее. Не стоит покупать сразу всё: лучше взять по минимуму, а потом ориентироваться на спрос. Например, если будет больше заказов на сувениры, докупить больше расходников для сувениров.

На расходники для начала работы уйдет около 500 000 рублей.

Источник

Информ портал о технике и не только